Готический стиль

Готика как стиль в искусстве, архитектуре и интерьере зародилась на севере Франции, в историческом районе Иль-де-Франс в 12ом веке и просуществовала до 1520х годов. Название стилю дал Джорджо Вазари, итальянский художник и архитектор, автор труда "Жизнеописание", который он закончил в 1550 году. По сути дела являясь автором первого монументального труда по истории искусств,  Вазари изучал шедевры Ренессанса и все, что было сделано до этого, ему казалось дикостью. Поэтому стиль им был назван "Готика", от итальянского слова gotico, что переводиться как "варварский"

Появление нового стиля стало возможно на фоне технических и социальных изменений в обществе. Города стали развиваться, росла численность городского населения. И если при Романском стиле структура поселения выглядела как укрепленный замок феодала с деревней вокруг или около него, то для Готики это уже город обнесенный стеной, с узкими улочками и сложными взаимоотношениями внутри города. Существование на ограниченной городской стеной площади приводит к тому, что дома становятся выше. Типичное здание имеет на первом этаже лавки и мастерские, над ними располагаются жилые комнаты. Также стоит отметить появление цеховой структуры в ремесле. Объединение ремесленников в цеха способствовало более органичному развитию ремесла, хотя и тормозило развитие. Цеховая иерархия была консервативна, согласно цеховому уставу только мастер мог делать открытия и решать, чему, когда и как учить подмастерье. Подписывать свои работы и произведения было не принято, поэтому до наших дней не дошло имен архитекторов, скульпторов и художников.На фоне всех этих преобразований начинает развиваться Готический стиль.

По сути своей Готический стиль, также как и Романский, состоит на службе церкви, он проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Также известны постройки домов в Готическом стиле, в основном общественного назначения. Архитектура Готики получает новую, каркасную структуру. Здания тянутся вверх, становятся зрительно более легкими. Появляется богатое архитектурное внутреннее и наружное оформление. Основным архитектурным элементом становятся стрельчатые арки и окна. Сплошные своды заменила система сложных реберных перекрытий с вынесенными наружу контрфорсами с аркбутанами. Часто в том месте, где аркбутан соединялся с контрфорсом ставили небольшие декоративные башенки, называемые пинакль. Внутри здания ребра (нервюры), образующие свод, опирались на колонны. Позже, с развитием стиля, реберные своды становились сложней, пройдя эволюцию от простого стрельчатого до веерного свода. Орнамент в отделке в основном с геометрическим рисунком, основная фигура - круг. Рисунок образовывается из нескольких кругов, с усеченными общими плоскостями в точке их пересечения.

Уменьшение общей площади стен и увеличение площади окон, за счет каркасной конструкции, привело к тому, что широкое распространение в отделке церквей получили витражи. Тематика изображений на витражах религиозного характера, широко применяется цветное стекло. Скульптура Готического стиля также состоит на службе церкви, в основном она украшает наружные стены. Следуя общей стилевой тенденции Готики скульптура устремлена ввысь, что подчеркивают вытянутые вверх пропорции. Позы, жесты и построение композиции становиться динамичным, что отличает скульптуру Готики от монументальной торжественности Романского стиля.

Последний, заключительный этап развития Готики называется "Интернациональная Готика". Он более яркий в цветовом отношении, причем произведения искусства посвящаются уже не только религиозной теме и церкви, но и по нарастающей увеличивается количество заказов на произведения светской тематики. Позже это станет отправной точкой для смены господствующего стиля от Готики к Ренессансу.