стиль Поп-арт

Поп-арт, как направление в искусстве, зародилось в Америке, в 1950х годах, но массовую популярность он набирает к началу - середине 60х годов двадцатого века. Название происходит от сокращения слов popular art, то есть популярное (массовое) искусство. Отличительной чертой этого стиля является то, что в нем в ранг произведения искусства возведены обычные, бытовые предметы из окружающего нас повседневного мира, изображения людей, чаще всего знаменитостей. Излюбленные приемы художников и дизайнеров при работе над интерьером и мебелью в стиле поп-арт являются копирование объекта, изменение его масштабов и пропорций. Цветовая гамма отличается от прообраза реального предмета, она яркая, сочная. Излюбленной техникой является коллаж, трафарет и копирование.

Чтобы лучше понять явление поп-арт, обратимся к наиболее известным произведениям этого стиля. Первым проявлением поп-арта в искусстве считается обычный белый унитаз, который Марсель Дюшан выставил на выставке, объявив его "готовым объектом". Роберт Раушенберг делал коллажи, сочетая масляную краску и вырезки из газет и рекламных изданий. Рой Лихтенштейн питал вдохновение из комиксов, увеличивая картинки до больших размеров, иногда настолько больших, что картинка воспринималась как абстракция. Клас Ольденбург в 1961 году выставил ряд гигантских пирожных, сделанных из гипса и покрашенных в яркие цвета. Позже он продолжил эту серию, сделав куски торта и гамбургеры размером с машину, сшив их из парусины и плюша. Художник Джордж Сигел сделал инсталляцию, в которой поместил гипсовые фигуры людей среди настоящей мебели.

Но признанным королем поп-арта стал Энди Уорхола (настоящее имя Андрей Вархола, эмигрант из Словакии). Критики заговорили о нем после того, как в 1963 году он выставил свою работу под названием "тридцать лучше чем одна". На одной черно - белой шелкографии было размещено 30 репродукций Джоконды. Позже прием копирования Вархола применял изображая знаменитостей (Мэрлин Монро и др.), предметы и продукты (банка супа, банкноты долларов, бутылки кока-колы).

Основные идеи поп-арта были взяты на вооружение промышленных и интерьерных дизайнеров, художников и декораторов. Появилась мебель в виде женских тел, персонажей из фильмов, предметов быта. Предметы интерьератакже стали делать в виде заимствованного образа, взятого из повседневной жизни или с экрана телевизора (например детские лампы в виде персонажей мультфильмов). Футболки с изображениями комиксов, знаменитостей и предметов быта - все это наследие поп-арта 60х годов. Позже чистый поп-арт тесно переплелся с рекламным бизнесом и угас, став частью массовой культуры, но отголоски его ощущаются и сегодня.

В архитектуре проявление стиля поп-арта свелось к малым архитектурным формам, самая крупная из которых вылилась в строительство павильонов закусочных в виде гигантских гамбургеров. Гораздо большее распространение поп-арт получил в городской скульптуре. Примером может служить скамейка на одной из улиц Казани. Эстетическая сторона скамейки под вопросом (ноги со спущенными штанами ...), но пример чистого уличного поп - арта налицо. Также к искусству поп - арт в большинстве своем относиться и такой род искусства как граффити, нанесение рисунков аэрозольной краской на поверхность.